

В
середине 60-х Ford впервые выпустил GT40 и аVтомобиль сразу же получил
самую высокую оценку, разойдясь огромным тиражом. Существовала гоночная
версия автомобиля, которая собрала массу призов, в том числе и
четырежды в знаменитой гонке "24 часа в Ле-Ман". К созданию гоночного
автомобиля Ford шёл долго, в 60-е лидирующие позиции этого сегмента
принадлежали Ferrari, чтобы добиться успеха и признания в Европе, нужны
были победы на престижных гонках. Для достижения этой цели в 1963 году
Ford хотел даже купить за $18 млн. у команды Ferrari пакет всех
чемпионских технологий. Однако Энцо Феррари не продался даже за такие
огромные деньги. Поэтому Ford ничего не оставалось, как начать самому
строить суперкар для участия в Ле-Мане. В 1964 году был создан Ford GT,
который на первой же гонке провалился. После этого Генри Форд второй
(сын основателя компании) нанимает на работу Кэррола Шелби, и в 1965
году свет увидел аVтомобиль, которому будет суждено одерживать
ошеломляющие победы в течение пяти лет. Сердцем GT40 служил 4,7 л
двигатель, а в 1966 году под капотом уже находился 7 л агрегат.
Цифра 40 в названии автомобиля означает его высоту - на автомобиле 60-х годов она составляла ровно 40 дюймов или 1 м 15 мм.
Тесный
кокпит, среднемоторная компоновка, огромные надписи Goodyear Eagle на
боковинах покрышек, резко скошенный задок - таким запомнился
современникам этот суперкар. Модель этих годов считается одним из
любимых и популярных аVтомобилей за всю историю аVтомобилестроения.
Когда
в 1968 г. вступили в силу ограничения по рабочему объему гоночных
двигателей, "движок" GT40 оснастили новыми головками цилиндров Weslake,
и его объем сократился до 5 л. В таком виде аVтомобиль вновь был первым
в Ле-Мане - в 1968 и 1969 гг. Вскоре появилась и дорожная версия
рекордсмена с 4,7 л двигателем, развивавшим мощность 335, 340 и даже
385 л. с. Скорость 385-сильной версии зашкаливала за 300 км/час.
Эта
машина оснащалась 5-ступенчатой коробкой ZF и дисковыми тормозами
Girling, бак вмещал 140 л топлива. Всего было продано 107 таких авто.
Но
были и неудачи, к которым, например, принято отностить Ford GT70. Он
был представлен публике в январе 1971 года. Индекс "70" по замыслу
создателей машины должен был означать начало эпохи раллийных
аVтомобилей специальной постройки, которая, как прогнозировали
специалисты, наступит в 70-е годы.
Ford GT70 представлял собой
двухместное купе. В качестве силового элемента шасси использовалась
сварная рама из стальных замкнутых прямоугольных профилей, к которым
было приварено днище кузова. Каркас безопасности служил дополнительной
опорой крыши и боковин кузова и был приварен к раме. Панели кузова были
выполнены из стеклопластика и крепились к раме в 10 точках. Кузов имел
коэффициент аэродинамического сопротивления 0,36.
На данную
модель планировалось устанавливать V-образные шестерки рабочим объемом
2,6 л, 3 л агрегат из серийной гаммы и 1,6 л 4-цилиндровый двигатель.
Трансмиссия состояла из сухого однодискового сцепления и четырех- и
пятиступенчатой коробок передач ZF.

Для
Ford GT70 были специально отлиты 13-дюймовые диски колес шириной от 7
до 10 дюймов, на которые монтировались радиальные шины Dunlop размером
195/70R13. Реечный рулевой механизм и передние дисковые тормоза перешли
на GT70 с Ford Taunus. Спереди устанавливался радиатор системы
охлаждения двигателя с отводом теплого воздуха в колесные ниши,
резервуары гидравлических систем и убирающиеся фары. Посадка была
удобной, несмотря на то, что из-за продольного расположения двигателя и
маленькой базы (2324 мм) сиденья были сильно сдвинуты вперед.
Автомобиль
вызвал большой интерес у спортивной общественности, и оставалось
дождаться результатов первых соревнований, в которых Ford GT70
участвовал в ранге прототипа, но в ход истории вмешались профсоюзы, в
начале 1971 года организовавшие на заводах Ford длительную забастовку.
Она поставила под сомнение осуществление многих планов не только
спортивной, но и производственной программы компании. Работа над
машиной фактически прекратилась, но тем не менее удалось построить
четыре прототипа, которые приняли участие в некоторых соревнованиях.
Первый
выход состоялся на асфальтовом ралли Ronde Cevenole во Франции в 1971
году, где аVтомобиль с 2,9 л V6 сошел из-за неполадки в двигателе.
Несколько
недель спустя другой прототип был "списан" из-за аварии после
четвертого этапа гонки Tour de France. В 1972 году автомобиль с
двигателем Cosworth BDA стартовал на этапе чемпионата мира, ралли Tour
de Corse на Корсике. Ford GT70 снова не повезло - не выдержал подшипник
ступицы, и команда лишилась возможности продолжить гонку. После этих
неудач на спортивной карьере Ford GT70 был поставлен крест.
После
1973 года машины были переданы Ford-South Africa, и их следы затерялись
где-то в ЮАР. Так завершилась история аVтомобиля, обещавшего стать
грозным соперником Alpine-Renault, Porsche и Lancia.
В 1994
году, в год 30-летного юбилея гоночного аVтомобиля Ford GT40, который
победил Ferrari, в ознаменование этой важной даты было принято решение
о создании суперкара. Весной того же года проект получил зелёный свет.
В результате команда GT90 выполнила свою задачу менее чем за шесть
месяцев - от идеи до ходового образца.
Доминирующей темой
дизайна GT90 стал треугольник. ''Клюв" капота, воздухазаборники, диски
колёс, зеркала заднего вида, элементы крыши, стоп - сигналы, выхлопные
трубы - здесь всё пронизано "треугольной темой".
Передок увенчан огромным воздухозаборником радиатора, вертикальными каналами для охлаждения передних тормозных дисков, что

напоминает
Ford GT40. Боковые отверстия подающие воздух к промежуточным
охладителям надува, также перекликаются с Ford GT40. Колпак кабины из
тонированного голубого стекла опирается на стальной каркас, а двери
врезаны в крышу, как на GT40. Центр задка подчеркнут треугольным килем,
облегающим "активное" антикрыло, которое при достижении определённой
скорости поднимается на двух стойках и создаёт дополнительную
прижимающую силу, обеспечивая устойчивость аVтомобиля. Благодаря
тщательно проработанной конструкции коэффициенту аэродинамического
сопротивления составил 0,32.
Дизайн интерьера максимально
функционален. Материалы отделки разнообразны. Внутреннее цветовое
решение - голубой цвет с жёлтым треугольником на рулевом колесе.
"Треугольная тема" проступает и в решении центральной консоли.
Анатомические сидения, обтянутые голубой кожей и замшей, оснащены
четырёхточечными ремнями безопасности. Отделка из углеродного волокна
использована на потолке, центральной консоли и зеркале заднего вида.
Приборы на панели смонтированы по отдельности и в разных плоскостях в
порядке приоритетности и визуальной привлекательности. Стёкла приборов
дымчатые.
Силовой агрегат GT90 рабочим объёмом 6,0 литра,
выполненный целиком из алюминия, - модульный V-образный 12-цилиндровый
с четырёхступенчатым турбонаддувом. Расположен продольно. По
предварительным оценкам, мощность силового агрегата составила 720 л.с.
при 6600 оборотов в минуту, а крутящий момент 881 Нм при 4750 об/мин.
При снаряжённой массе 1450 кг Ford GT90 разгоняется до 97 км/ч за 3,1
секунды, до 160 км/ч за 6,2 секунды, и максимальная скорость
концепткара составляет 378 км/ч.
Эта модель не продаётся. И до сих пор, спустя девять лет она считается прототипом.
Век
гоночных машин обратно пропорционален их скорости. Практически все
специалисты уже относили Ford GT40 к славному, но, увы, безвозвратному
прошлому. Так продолжалось до тех пор, пока концепт, носящий громкое
имя Ford GT40, не потряс всю аVтомобильную общественность в январе 2002
г. на международном автосалоне в Детройте.
В честь 100-летнего
юбилея концерна Ford был представлен новый GT, созданный по образу и
подобию легендарных Ford GT40 образца 60-х годов. По мнению экспертов,
в этом шаге нет ничего ностальгического. Просто выяснилось, что
аVтомобильные легенды и

сегодня могут приносить вполне реальную прибыль, что побудило Ford
Motor Co. открыть специальную дизайнерскую студию, которая так и
называется - Living Legends. Именно ее стараниями к линейке
концептуальных "живых легенд" (Forty-Nine, Continental, Bullitt
Mustang, Thunderbird) добавился концепт Ford GT40.
АVтомобиль
представляет собой новую версию знаменитого 2-местного суперкар. Модель
сохранила старое название, как дань уважения легендарному прародителю,
хотя высота теперь стала больше и составляет 44 дюйма или 1 м 117 мм.
Приземистая
поясная линия красиво огибает передние 18-дюймовые колеса, затем
немного опускается к дверям, а сзади снова подъем. Только уже выше.
Ведь задние колеса, чтобы реализовать колоссальную мощность двигателя,
как и на оригинальном GT40, сделали больше передних. Шины, как и 36 лет
назад, Goodyear Eagle (спереди - 245/45R18, сзади - 285/45R19), сквозь
спицы литых дисков, выполненных в стиле 60-х, просматриваются
380-миллиметровые керамические диски с шестипоршневыми суппортами
Alcon.
Конструкторы отказались от используемой в 60- х годах
технологии монокока из сотового композита в пользу пространственной
алюминиевой рамы и углепластиковых внешних панелей. Подвеска всех колес
независимая гоночного типа, на поперечных алюминиевых рычагах разной
длины с продольно установленными амортизаторами.
В конструкции
Ford GT 2005 были использованы не только абсолютно новые технические
решения, но и хорошо проверенные временем. Рулевая колонка нового
спорткара позаимствована у родственного Ford Focus, а кнопки управления
и подушки безопасности - у Ford Mondeo. А вот проблема расположения
топливного бака решена совсем по-новому. Обычно у машин со
среднемоторной компоновкой бак располагается внизу, позади
пассажирского отсека. У нового GT40 он имеет продолговатую форму, что
позволило установить его в трансмиссионном тоннеле. Рядом смонтированы
основные элементы системы подачи топлива.
С топливной темой
связано и другое интересное конструкторское решение. Это так называемая
топливная дверца, устранившая надобность в топливном колпачке. Теперь
достаточно просто открыть ее и вставить шланг с бензином. О
герметичности можно не беспокоиться - специальные прокладки (на них
Ford получил патент) не только воспрепятствуют потекам бензина, но и
снимут статическое электричество.

Если
продолжить разговор о начинке, то, конечно же, следует сказать о
двигателе. Оснащенный нагнетателем и интеркулером 550-сильный Eaton (5,
4 л V8, 500 л. с. при 5.250 об/мин и 600 Нм при 3.250 об/мин)
расположен продольно, перед коробкой передач (это опять-таки
механическая ZF, правда, передач в ней стало шесть). До GT40 этот мотор
с успехом применялся на Mustang Cobra, F150 Lighting и Lincoln
Navigator.
Благодаря своим характеристикам силовой агрегат
способен разгонять 1, 5-тонный Ford GT до максимальной скорости, 330
км/час. При этом на достижение с места 100 км/час аVтомобилю требуется
всего 3, 9 сек. Фанаты скоростных машин знают, что подобными
динамическими характеристиками может похвастаться разве что итальянский
суперкар Ferrari 360 Moden. Именно ему, по замыслу американских
инженеров, и призвана противостоять возрожденная легенда.
В
салоне также сохранен антураж давно минувшей эпохи: помимо огромных
спидометра и тахометра массивная приборная панель вмещает четыре
стрелочных указателя поменьше и несколько мощных тумблеров, а на
центральном тоннеле, рядом с водителем, нашлось место для огнетушителя.
В общем, все как у «предка». Сиденья, как положено настоящему гоночному
аVтомобилю, — жесткие нерегулируемые «ковши» с перфорацией (для
естественной вентиляции тела седока). Однако разработчики не забыли и о
комфорте: на GT40 установлены великолепная аудиосистема и
климат-контроль.